XVIII Открытый Интернет-фестиваль "Сочи-МОСТ-2019" посвящён 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина. - Восемнадцатый Открытый Интернет - фестиваль молодых читателей России «Сочи - МОСТ - 2019» «Как живой с живыми говоря...",посвященный 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина, объявляет конкурс творческих работ, Конкурсные работы принимаются - Конкурсные работы принимаются с 15 ноября 2018 года по 15 февраля 2019 годаОчный тур интернет-фестиваля - Очный тур интернет-фестиваля пройдёт в городе Сочи 26-28 марта 2019 года. УВАЖАЕМЫЕ КОНКУРСАНТЫ ! ПРИГЛАШЕНИЯ ВЫСЛАНЫ ВАМ... - В РАЗДЕЛЕ "СПИСОК ФИНАЛИСТОВ" (в правой колонке на сайте ) ОПУБЛИКОВАН УТОЧНЁННЫЙ СПИСОК, прошедших на очный тур. ОПУБЛИКОВАН УТОЧНЁННЫЙ СПИСОК, прошедших на очный тур - . ПРОВЕРЬТЕ НАЛИЧИЕ СВОЕЙ ФАМИЛИИ. В ином случае -наведите справки по Е- mail : sochimost@bk.ru Ермолаев Леонид Алексеевич,к.п.н., директор Интернет-проекта.
ГлавнаяНепричесанная пушкиниана

Непричесанная пушкиниана

Непричесанная пушкиниана (к размышлению конкурсантов МОСТа)

           







­Пушкина убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха в России. С ним умерла его культура. Праздничное и триумфальное шествие поэта слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже бога.

                                                                                       А. Блок









Мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность его гения. Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные. В искусстве, по крайней мере, в художественном творчестве, он проявил эту всемирность стремления русского духа неоспоримо, а в этом уже великое указание… Если бы жил он дольше, может быть, явил бы бессмертные и великие образы души русской, уже понятные нашим европейским братьям, привлек бы их к нам гораздо более и ближе… Но Пушкин умер в полном развитии своих сил и унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.

                                                         М. Достоевский









Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили. С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова – убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество,детство, юность – я поделила мир на поэта – и всех, и выбрала – поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать поэта – от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались....

                              Марина Цветаева, «Мой Пушкин»









«При всей любви к Пушкину, граничащей с поклонением, нам как-то затруднительно выразить, в чем его гениальность и почему именно ему, Пушкину, принадлежит пальма первенства в русской литературе. Помимо величия, располагающего к почтительным титулам, за которыми его лицо расплывается в сплошное популярное пятно с бакенбардами,- трудность заключается в том, что весь он абсолютно доступен и непроницаем, загадочен в очевидной доступности истин, им провозглашенных, не содержащих, кажется, ничего такого особенного (жест неопределенности: "да так... так как-то всё..."). Позволительно спросить, усомниться (и многие усомнились): да так ли уж велик ваш Пушкин, и чем, в самом деле, он знаменит за вычетом десятка-другого ловко скроенных пьес, про которые ничего не скажешь, кроме того, что они ловко сшиты?

...Больше ничего

Не выжмешь из рассказа моего,

резюмировал сам Пушкин это отсутствие в его сочинении чего-то большего, чем изящно и со вкусом рассказанный анекдот, способный нас позабавить. И, быть может, постичь Пушкина нам проще не с парадного входа, заставленного венками и бюстами с выражением неуступчивого благородства на челе, а с помощью анекдотических шаржей, возвращенных поэту улицей словно бы в ответ и в отместку на его громкую славу. ….

… Пустота – содержимое Пушкина. Без нее он был бы не полон, его бы не было, как не бывает огня без воздуха, вдоха без выдоха. ...

...Чистое искусство - не доктрина, придуманная Пушкиным для облегчения жизни, не сумма взглядов, не плод многолетних исканий, но рождающаяся в груди непреднамеренно и бесцельно, как любовь, как религиозное чувство, не поддающаяся контролю и принуждению - сила. Ее он не вывел умом, но заметил в опыте, который и преподносится им как не зависящее ни от кого, даже от воли автора, свободное излияние. Чистое искусство вытекает из слова как признак его текучести. Дух веет, где хочет.

И забываю мир - и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем...

Попробуйте подставить сюда какую-то цель, ограничить или обусловить процесс... Но именно потому, что это искусство свободно и повинуется лишь "движению минутного, вольного чувства" (как Пушкин именовал вдохновенье), оно имеет привычку ускользать из любых, слишком цепких, объятий, будь то хотя бы пальцы почитателей прекрасного, и не укладывается в свои же собственные чистые определения. Пушкинские кивки и поклоны в пользу отечества, добра, милосердия и т. д.- не уступка и не измена своим свободным принципам, но их последовательное и живое применение. Его искусство настолько бесцельно, что лезет во все дырки, встречающиеся по пути, и не гнушается задаваться вопросами, к нему не относящимися, но почему-либо остановившими автора. Тот достаточно свободен, чтобы позволить себе писать о чем вздумается, не превращаясь в доктринера какой-либо одной, в том числе бесцельной, идеи.

Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум...

Ландшафт меняется, дорога петляет. В широком смысле пушкинская дорога воплощает подвижность, неуловимость искусства, склонного к перемещениям и поэтому не придерживаю-щегося твердых правил насчет того, куда и зачем идти. Сегодня к вам, завтра к нам. Искусство гуляет. Как трогательно, что право гуляния Пушкин оговорил в специальном параграфе своей конституции, своего понимания свободы.

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам...

…. Вот счастье! вот права...

Искусство зависит от всего - от еды, от погоды, от времени и настроения. Но от всего на свете оно склонно освобождаться. Оно уходит из эстетизма в утилитаризм, чтобы быть чистым, и, не желая никому угождать, принимается кадить одному вельможе против другого, зовет в сражения, строит из себя оппозицию, дерзит, наивничает и валяет дурака. Всякий раз это иногда сами же авторы - принимают за окончательный курс, называют каким-нибудь термином, течением и говорят: искусство служит, ведет, отражает и просвещает. Оно всё это делает - до первого столба, поворачивает и

Ищи ветра в поле.

Некоторые считают, что с Пушкиным можно жить. Не знаю, не пробовал. Гулять с ним можно.

           Андрей Синявский, «Прогулки с Пушкиным»

______________________________________________________________________









Одна из самых прочных русских истин состоит в том, что Пушкин велик, как бог, что он точно солнце нашей литературы, которое не закатится никогда. Но поди попробуй объяснить самому себе, или же растолковать малограмотному собеседнику, почему именно он велик, – нипочем не растолкуешь, ум расступается, как говаривали в старину, знаешь только про себя, что Пушкин велик, и ша.

А почему действительно он велик? Ну, сочинил человек триста четырнадцать стихотворений, из которых почему-то первым делом приходит на память:

Тятя! тятя! наши сети

Притащили мертвеца.

Ну, сказки складывал на манер народных, только русского человека сказкой не удивишь. Ну, написал остросюжетную повесть «Пиковая дама» и приключенческий роман «Капитанская дочка», но в чем их всемирно-историческое значение – не понять. Причем и сюжеты у него все больше пугательно-драматические, как у Эдгара По, и непротивление злу насилием он не изобрел, и рифмой пользовался удручающей, вроде «ободрял – размышлял», и пал не в борьбе за свободу, как лорд Джордж Байрон или наш Рылеев, член политбюро партии декабристов, а в результате жестокой склоки, в которой были замешаны женщины, гомосексуалисты и дураки. Может быть, дело в том, что Пушкин много по своему времени написал, что он взял, так сказать, физически и объемом, да вот Петр Дмитриевич Боборыкин так Боборыкиным и остался, хотя он по своему времени тоже много понаписал. Или, может быть, тут сказалась инерция отношения: Белинский вывел, что гении эпохи суть Пушкин, Жорж Санд, Гоголь и Полевой, после Краевский подхватил, Аненнков упрочил, да так и пошло от деда к отцу, от отца к сыну, де Пушкин велик, как бог. Это тем более вероятно, что не так уж много воды утекло после его кончины, что до Пушкина, как говорится, рукой подать, ведь дочь его к Луначарскому ходила пенсию просить, когда уже и моя матушка родилась, а в Горках, сиднем сидел одичавший Ленин, который собственноручно уготовил мне биографию и судьбу. А может быть, Пушкину просто со временем повезло; квалифицированных читателей в его время существовало столько же, сколько и нынче, то есть полпроцента от общей численности населения, а писатели были наперечет, да и те в большинстве своем сочиняли так... для собственного удовольствия, как сейчас любители занимаются макраме….

... Литература, завещанная нам Пушкиным, – явление редкостное, штучное, из тех, что происходят в природе немногим чаще, чем великие переселения народов, и тем она драгоценнее для нас, духовно состоятельного народа с уклоном в мечтательность и нештатный алкоголизм. Недаром современный писатель жалуется, что он из кожи вон лезет, а литература потихоньку умирает, поскольку платят ему гроши, книги стоят дороже водки, русский охлос жалует злой лубок, квалифицированный читатель ударился в коммерцию и ему стало ни до чего. А по-нашему, так: нечего канючить, писать надо лучше, забористее, то есть как можно меньше добавлять от себя, чтобы книга опять стала в России «четвертым хлебом», имея в виду, что первый хлеб – хлеб, второй – картошка, третий – боге ними, горячительные напитки, а четвертый – книга, которая по своей насущности исподволь приближается к зерновым. Вот Александр Сергеевич Пушкин, он так писал, что в России не бывает совершенно одиноких людей, уже двести лет не существует беспросветного одиночества как этической категории, поскольку всегда с тобой верный товарищ – Пушкин, который, если что, утешит и порадует, если что.

                        Вячеслав Пьецух, «Товарищ Пушкин»




Фото
«Центр дополнительного образования «Хоста» Рады будем видеть Вас на страницах «Центра дополнительного образования «Хоста»- организатора Открытого Интернет-фестиваля молодых читателей РоссииСписок финалистовРаботы дипломантов Интернет-фестифаляКто есть Кто. Контакты.Знакомьтесь: руководители и МОСТостроителиЗеркалоЦентр политической конъюктуры России назвал Седьмой открытый Интернет - фестиваль молодых читателей России "Сочи-МОСТ-2008" важнейшим событием в России 27 апреля 2008 года (http://ir.russiancouncil.ru/organisations/cpkr/ ). Школа программистаЗнакомьтесь: ещё одно творческое объединение при ЦДОдД "Хоста" - ШКОЛА ПРОГРАММИСТА .